ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Бора на Черном море и авария на морском терминале КТК: взгляд из космоса

28 Марта 2022
Статьи экспертов
В марте 2022 г. в северо-восточной части Черного моря случилась мощная и продолжительная бора. На черноморском побережье Кавказа скорость ветра достигала 15-20 м/с, порывы до 25-30 м/с. Ситуация, однако, оказалась сложнее, чем прогнозировалась: в период с 9 по 14 марта над морем развилась умеренная бора средней силы, причем к середине дня 14 марта ветер ослабел, однако через сутки, вечером 15 марта, началась существенно более сильная бора (на метеостанции г. Новороссийск регистрировались порывы ветра 28-34 м/с — рис. 1). Повторная бора закончилась вечером 24 марта.

Как неоднократно было показано [1-5], бора создает характерные проявления, которые наблюдаются на радиолокационных изображениях (РЛИ) и на оптических снимках. На РЛИ отображаются полосы-струи, характерные размеры (длина и ширина) которых зависят как от характеристик самого потока холодного воздуха, так и от особенностей прибрежного рельефа, который он переваливает и с которым взаимодействует (рис. 2). На оптических снимках низкого и среднего разрешения видны главным образом неоднородности облачного покрова в зоне действия боры, т.е. его отсутствие, из-за того, что во время боры нисходящие движения воздуха над морем приводят к размытию облачности (рис. 3). На снимках высокого разрешения хорошо отображается аномальное поле волнения, генерируемое сильным ветром и усиливающееся по мере удаления от берега, как, например, в Новороссийской бухте (рис. 4).

Таким образом, достаточно провести анализ доступных РЛИ и оптических снимков, чтобы убедиться в том, что в северо-восточной части Черного моря случилась именно бора; при необходимости дополнительно можно использовать результаты моделирования атмосферы (рис. 5).

В результате жесткого шторма, вызванного вторичной борой, два из трёх рейдовых выносных причальных устройства (ВПУ) морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском, с помощью которых происходит отгрузка нефти на танкеры (рис. 6), оказались повреждены, а один вышел из строя (пресс-релизы КТК от 22.03.2022 [6, 7]). Аварийная ситуация случилась 20 или 21 марта, когда скорость ветра над морем достигала 15-20 м/с и наблюдался пятибалльный шторм (волны высотой 3-3,5 м). В итоге была приостановлена работа двух из трех ВПУ. К сожалению, на снимках Sentinel-2 из космоса ВПУ отображаются в плохом разрешении, и сказать что-либо об их состоянии не представляется возможным.

С другой стороны, анализ оптических снимков высокого разрешения (WorldView, IKONOS и др.) показывает, что в районе причала КТК и далее до 350-400 м в открытое море во время боры существует зона ветрового затишья, в которой волнение не так развито, как в открытом море (в 3-5 км от берега), причем длина волны (и соответственно высота) по мере удаления от берега увеличивается почти в 2 раза (рис. 7). То же самое можно сказать и про штормовое волнение, не связанное с явлением боры (рис. 8).

«Благодаря снимкам из космоса каждый раз появляется возможность увидеть проявления боры, которая периодически случается в северо-восточной части Черного моря. Этот район моря (прибрежная зона) между Анапой и Туапсе и, тем более, район Новороссийска, следует считать гидрометеорологически уникальным и опасным. Время от времени здесь случаются экстремальные боры со скоростями ветра над морем до 25 м/с и штормовым волнением в 5-6 баллов. Их воздействию подвергаются абсолютно все находящиеся в открытом море и прибрежной зоне суда, устройства и конструкции. Авария на ВПУ КТК, случившаяся во время этой боры, на наш взгляд, обусловлена их размещением в открытом море в 4,5-5 км от берега. В этом месте, открытом для ветров и волнения, крепления, сочленения и механизмы рейдовых ВПУ быстро изнашиваются. А во время действия боры они подвергаются дополнительному воздействию аномально крупных волн и штормового ветра, что через некоторое время может привести к повреждению материалов и креплений ВПУ, и в итоге к аварийной ситуации, подобной случившейся. Более правильным решением было бы создание ВПУ с жесткими креплениями и с волноломной защитой у берега, в зоне ветровой тени», – говорит эксперт ГК «СКАНЭКС», ведущий сотрудник ИО РАН Андрей Иванов.

Полезные ссылки:

1.      Иванов А.Ю. Новороссийская бора: взгляд из космоса // Исслед. Земли из космоса. 2008. № 2 С. 68-83.

2.      Иванов А.Ю., Антонюк А.Ю. Аномально сильные боры в Черном море // Земля из космоса – наиболее эффективные решения, 2012. № 14. С. 27-33.

3.      Иванов А.Ю., Антонюк А.Ю. Аномально сильные боры в Черном море по данным спутниковых наблюдений // Исслед. Земли из космоса. 2013. № 1. С. 32-43.

4.      Гавриков А.В., Иванов А.Ю. Аномально сильная бора 2012 г. на Черном море: численное моделирование и наблюдение из космоса // Известия РАН, ФАО. 2015. Т. 51. № 5. С. 615-626.

5.      Иванов А.Ю. Местные катабатические ветры Российской Федерации и их наблюдение с помощью космической радиолокационной съемки // Исслед. Земли из космоса. 2019. № 5. С. 15-35.

6.      О временном выводе из эксплуатации ВПУ-3 https://www.cpc.ru/RU/press/releases/2022/Pages/20220321-2.aspx

7.      О приостановке работы ВПУ-2 https://www.cpc.ru/RU/press/releases/2022/Pages/20220322-3.aspx


рис. 1.jpg

Рис. 1. Ход скорости ветра во время боры, метеостанция г. Новороссийск

рис. 2.jpg

Рис. 2. Характерные полосы-струи, маркирующие бору на радиолокационных изображениях спутника Sentinel-1A; начало вторичной боры 16.03.2022 (слева) и бора на завершающейся стадии 23.03.2022 (справа). © ESA

 рис. 3.jpg

Рис. 3. Безоблачные области в северо-восточной части Черного моря, охваченной борой

рис. 4.jpg

Рис. 4. Развивающееся волнение в Новороссийской бухте, отобразившееся на оптическом снимке Sentinel-2 от 19.03.2022. © ESA

рис. 5.jpg

Рис. 5. Поля ветра 18-23 марта 2022 г. по данным портала Earth Nullschool

рис. 6.jpg

Рис. 6. Выносное причальное устройство и схема его крепления; 1 – буй (поплавок); 2 – якорные крепления; 3 – шланг, соединяющий буй с подводным нефтепроводом; 4 –соединительный узел гибких шлангов; 5 – гибкие шланги; 6 – шланг, соединяющий буй с танкерами. © КТК

рис. 7.jpg
Рис. 7. Поле волнения во время боры у причала КТК в Южной Озереевке (слева) и в районе выносных причальных устройств (справа) на фрагментах оптического снимка WorldView-2 одного масштаба. © Maxar Technologies
рис. 8.jpg

Рис. 8. Поле волнения в районе морского терминала КТК во время шторма на фрагменте оптического снимка IKONOS-2. © Maxar Technologies
Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх