При анализе результатов спутникового мониторинга восточной части Черного моря в 2016 и 2017 годах специалисты «СКАНЭКС» и Института океанологии РАН (ИО РАН) обнаружили на радиолокационных изображениях спутников Sentinel-1A и Sentinel-1B беспрецедентно крупные пленочные загрязнения судового происхождения.
Квазисинхронные оптические снимки со спутника Sentinel-2A, сделанные в благоприятных погодных условиях, подтвердили наличие обширных пленочных образований на поверхности моря. Большая часть обнаруженных пятен имела линейчатую форму и находилась в российском секторе моря — в территориальных водах или на их границе. Обнаруженные пятна были идентифицированы с использованием стандартных и специальных методов анализа, что позволило однозначно установить факты появления крупных судовых разливов.
Рис. 1 и 2. Беспрецедентно крупный разлив у южного побережья Крыма (в территориальных водах РФ) на двух последовательных РЛИ спутника Sentinel-1А от 23.11.2016 (03:48 UTC) и 24.11.2016 (15:35 UTC) © ESA
На рис. 1 и 2 показаны последовательные радиолокационные изображения (РЛИ), полученные спутником Sentinel-1А 23.11.2016 (03:48 UTC) и 24.11.2016 (15:35 UTC). На них виден аномально крупный разлив у южного побережья Крыма (в территориальных водах РФ). Сначала он был обнаружен на РЛИ 23.11.2016, его протяженность составляла 71,5 км, а затем на РЛИ, полученном 24.11.2016, — этот разлив 36 часами позже уже имел длину более 163 км и общую площадь около 270 кв. км. На рис. 2 хорошо видно, что разлив под действием преобладающих течений приобрел сложную форму и распространялся в сторону Севастополя. Как видно на снимке, на участке Алушта-Ялта загрязнение наблюдалось практически около берега. Специалисты из CLS (Франция) провели моделирование дрейфа пленки (рис. 3), результаты которого подтвердили наблюдающийся на РЛИ преобладающий перенос пленочного вещества в западном направлении.
Рис. 3. Результат моделирования дрейфа нефтяного пятна с помощью программного продукта Mobidrift на случай, если источник загрязнения находился мористее пос. Рыбачье; тонкие белые линии — расчетные траектории дрейфа © CLS Group
28 ноября 2016 года мазутные пятна были обнаружены на побережье Судака, причем наибольшему загрязнению подвергся центральный городской пляж [1]. По предположению СМИ источником мазута мог стать сухогруз, который заходил в Судакскую бухту на время шторма. Также СМИ сообщали о попадании в море около 0,5 т мазута при разрыве погрузочного нефтепровода на терминале ЗАО «Таманьнефтегаз» (18.11.2016) [2], однако этот терминал находится достаточно далеко от места первого наблюдения разлива и такой продолжительный дрейф маловероятен. В итоге причиной/источником этого загрязнения предположительно стал сухогруз, при этом, очевидно, было разлито значительное количество мазута.
Рис. 4. Крупные судовые разливы около юго-западного побережья Крыма (на границах и в территориальных водах РФ) на последовательных РЛИ спутника Sentinel-1B; слева от 20.08 в 03:48 UTC (в верхнем правом углу показан фрагмент оптического снимка Sentinel-2B); справа: от 21.08.2017 в 15:35 UTC (в верхнем правом углу — фрагмент с судами, выстроившимися в линию) © ESA
Два других крупных разлива в крымских водах были обнаружены в конце августа 2017 г., а именно 20.08.2017 и 21.08.2017 (рис. 4). Первый разлив имеет зигзагообразную форму и расположен примерно в 17–18 км от Балаклавы. Он также был обнаружен на оптическом снимке Sentinel-2B в 08:40 UTC (цветовые характеристики разлива, видимые на снимке (врезка), позволяют заключить, что был сброшен нефтепродукт). Другой разлив был обнаружен через сутки (21.08.2017), в 25 км к западу от Севастополя на границе территориальных вод. Он имеет очень сложную форму, которая указывает на то, что предполагаемое судно-нарушитель ходило галсами, или его оставили два суда, шедшие параллельными курсами. Отмечена сложная конфигурация разливов, нехарактерная для коммерческих судов.
Рис. 5. Аномально длинный судовой разлив (~270 км) вне территориальных вод РФ на мозаике РЛИ спутника Sentinel-1B от 26.06.2017 (03:56 UTC) и оптического снимка Sentinel-2A от 26.06.2017 (08:40 UTC) © ESA
Крупный судовой разлив был обнаружен на РЛИ Sentinel-1А 26.06.2017 в 03:56 UTC и на оптическом снимке Sentinel-2А в 08:40 UTC (рис. 5). Он начинался на траверзе пос. Коктебель и заканчивался в открытом море к юго-западу от Севастополя, находился вне территориальных вод РФ (в 9–18 км от их границы) и имел рекордную длину около 270 км. Линейчатое пятно было практически не фрагментировано, однако имело несколько крупных разрывов и слабовыраженную размазку по ветру (при юго-восточном ветре 4–5 м/с). Предполагаемое судно-нарушитель (на РЛИ находится в координатах 43°53′25″ с.ш. и 32°36′59″ в.д.) шло по трассе параллельной побережью Крыма, а затем в координатах 43°58′18″ с.ш. и 32°37′09″ в.д. совершило резкий поворот на юг, на судовую трассу, следующую в Стамбул. Подобный разлив можно охарактеризовать как нелегальный сброс в открытом море.
Рис. 6. Аномально длинный судовой разлив (~150 км) вне территориальных вод РФ на РЛИ спутника Sentinel-1A от 25.09.2017 (15:43 UTC) © ESA
Другой крупный судовой разлив был обнаружен 25.09.2017 на РЛИ Sentinel-1А в 15:43 UTC (рис. 6). Он начинался в открытом море к юго-западу от Севастополя и заканчивался на траверзе пос. Форос, и находился вне территориальных вод РФ. Его протяженность составила около 150 км. Предполагаемое судно-нарушитель шло из северо-западной части моря, а затем легло на восточный курс, проходящий вдоль побережья Крыма к Керченскому проливу. Линейчатое пятно было частично фрагментировано, имело большее количество разрывов, местами наблюдалась четко выраженная ветровая размазка (при северо-восточном ветре 3–4 м/с). На РЛИ судно обнаружено в координатах 44°01′09″ с.ш. и 33°43′05″ в.д. Такой разлив также можно охарактеризовать как нелегальный сброс в открытом море.
Рис. 7. Крупный разлив на подходах к Новороссийской бухте (в территориальных водах РФ) на двух последовательных РЛИ спутников Sentinel-1B от 21.09.2017 (15:26 UTC) и Sentinel-1А от 22.09.2017 (15:19 UTC) © ESA
Еще два крупных пятна были обнаружены 21.09.2017 и 22.09.2017 (в 15:26 и 15:19 UTC соответственно) на РЛИ Sentinel-1B и Sentinel-1А в территориальных водах РФ недалеко (в 40 км) от входа в Новороссийскую бухту (рис. 7). Эти обширные пятна (37,2 и 93 кв. км) не имели характерной линейчатой формы, что может говорить о том, что они были произведены с дрейфующего судна. Кроме того, с большой долей вероятности можно предположить, что пятно на РЛИ от 22.09.2017, является трансформацией пятна, обнаруженного 21.09.2017. Можно также предположить, что оно перетерпело сложную трансформацию при слабом ветре 2–5 м/с, попав в поле основного Черноморского течения, а затем в орбиту прибрежного циклонического вихря, благодаря этому переместившись на север к Анапе и оказавшись значительно ближе к берегу (в 1,5–2,5 км).
Рис. 8. Крупные судовые разливы, обнаруженные в территориальных водах Республики Крым и на подходах к ним в 2016—2017 гг. (голубой — 23.11.2016, синий — 24.11.2016, болотный — 26.06.2017,сиреневый — 20.08.2017, красный — 21.08.2017, зеленый — 25.09.2017)
Рис. 9. Крупные судовые разливы, обнаруженные в территориальных водах РФ около Новороссийска в сентябре 2017 г. (голубой — 21.09, синий — 22.09)
Вся информация об обнаруженных в российских водах крупных судовых разливах сведена в таблицу (рис. 10), а их контуры нанесены на интегральную карту (рис. 8, 9), рассмотрение которой еще раз позволяет убедиться, что размеры разливов были действительно аномально крупными.
Рис. 10. Таблица
Источники:
[1],
[2]