ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Дноуглубительные работы у порта Тамань в Керченском предпроливье: результаты наблюдения из космоса

07 Ноября 2019
Данные ДЗЗ
С 2004 г. происходит строительство и обустройство порта Тамань (рис. 1). Проект позволит создать операционную акваторию для четырех причалов, маневровую зону и подходный канал, а также вывести Таманский перевалочный порт-терминал на полную мощность в перспективе с грузооборотом до 70 млн. т в год. В настоящее время проводятся дноуглубительные работы с целью углубления акватории морского порта и на подходах к его причалам под контролем ФГУП «Росморпорт». Для того, что обустроить акваторию площадью 400 тыс. м2 и расширить подходной канал длиной 10,7 км, фактический объем дноуглубительных работ по оценкам составит 30 млн. м3 грунта. 

Для анализа обстановки в этом районе Черного моря использовались оптические снимки высокого и среднего разрешения европейских спутников Sentinel-2А и Sentinel-2B и американского Landsat-8, предоставляемые ГК «СКАНЭКС» через оперативный геопортал. Спутниковый мониторинг Черного моря выявил основные детали работ по углублению акватории порта и подходов к новому перегрузочному причалу-терминалу. Этапы работ отобразились на 28 снимках, полученных спутниками Sentinel-2 и Landsat-8 в период с 23.06 по 26.10.2019 (рис. 2-4). 

Совместное использование и анализ данных ДЗЗ, автоматических систем идентификации судов (АИС) и цифровых навигационных карт позволяет однозначно установить источники (конкретные суда) и пространственно-временную динамику подобного рода загрязнений (рис. 5, 6). Судя по данным ДЗЗ и АИС, работы начались в конце июня – начале июля 2019 г., в них участвуют три дноуглубительных судна: российское «Витязь», бельгийские «Pearl River» и «Uilenspiegel», а свалка грунта возобновлена на полигоне "район 942" (означен как «spoil ground» на навигационных картах), который расположен примерно в 20 км от порта, с центром в координатах 44,94 с.ш. и 36,69 в.д., на глубинах 30-35 м.

Следы этой деятельностью видны даже на снимках низкого разрешения спектрорадиометров MODIS на спутниках Terra и Aqua – самое большое и протяженное пятно отмечено 16.10.2019 – площадь интенсивно взмученных вод в нем достигала 170 км2 (рис. 2, 4). Причем, в зависимости от меандрирования Основного черноморского течения − ОЧТ, загрязнения могут выносится как в открытое море (рис. 3), так и в прибрежную зону между пос. Волна и городом-курортом Анапой (рис. 4). Таким образом, в настоящее время дноуглубительные работы в акватории порта Тамань и последующую свалку изъятого грунта в открытом море можно считать наиболее мощным антропогенным источником загрязнения взвешенным веществом района Керченского предпроливья.

Кроме того, как отмечалось ранее, здесь расположены и постоянные антропогенные источники взвеси и прочих загрязнений, которые обусловлены функционированием порта Тамань и площадок рейдовой перевалки грузов. Хозяйственная деятельность, связанная с этими объектами, способствует постоянной генерации взвеси в водной толще и выносу её в открытое море, причем, известно, что её содержание в несколько раз превосходит природные фоновые концентрации.

– Так как основной вид деятельности порта Тамань - перевалка грузов на экспорт, в частности таких, как нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, аммиак, уголь, удобрения, железная руда, сера, зерно и др., то после окончания строительства четвертого причала и обустройства порта, он по грузообороту может стать вторым или третьим портом в России. Более того, при дноуглублении и последующем дампинге грунтов в воду Черного моря попадает не только взвешенное вещество, но и органика, тяжелые металлы и др. загрязнители, накопившиеся в осадках. В связи с этим ежедневный контроль этого района, безусловно потенциально опасного для всей экосистемы северо-восточной части Черного моря и Керченского пролива, с помощью современных средств ДЗЗ, крайне необходим – говорит А.Ю. Иванов, эксперт, ведущий научный сотрудник ИО РАН.

Загрязнение акватории Керченского пролива: взгляд из космоса

 рисунок1.jpg

Рис. 1. Схема морского порта Тамань. © ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Рисунок2.png

Рис. 2. Обзорный снимок Sentinel-2B от 16.10.2019 (12: 17 UTC), на котором видны все детали работ по дноуглублению. © ESA, СКАНЭКС

рисунок3.jpg

Рис. 3. Вынос взвешенного вещества в открытое море на оптическом снимке спутника Landsat-8 от 7.10.2019 (08:20 UTC); место дампинга грунтов показано красным кругом. © USGS, СКАНЭКС

рисунок4.png

Рис. 4. Максимальное распространение взвешенного вещества и последующее загрязнение им обширной части прибрежной зоны северо-восточной части Черного моря на мозаике снимков Landsat-8 (08:13 UTC) и Sentinel-2B (12:17 UTC) от 16.10.2019; место дампинга грунтов показано красным кругом. © ESA, USGS, СКАНЭКС

рисунок51.png

рисунок52.png

Рис. 5. Совмещение оптических снимков спутников Sentinel-2B и Sentinel-2A от 16.10.2019 (12: 17 UTC) и 21.10.2019 (09:41 UTC) с данными АИС; флажками показаны положения судов-дноуглубителей «Pearl River» и «Uilenspiegel», сиреневой штриховой линией – морские границы порта Тамань. © ESA, СКАНЭКС

 рисунок7.png

Рис. 6. Совместный анализ судовой обстановки 21.10.2019 с помощью данных АИС и навигационной карты; штриховой линией и флажком отмечен район дампинга грунтов. © C-MAP, СКАНЭКС

 

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх